ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ СТАНИСЛАВСКИЙ – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ЦЕРКОВНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ХХ ВЕКА.

 

     Воспоминания М.П. Голубковой о протоиерее Алексии Станиславском, настоятеле храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

     Отец Алексий был настоятелем Покровского храма уже в преклонном возрасте.

     У него было две дочери: старшая Людмила – замужняя, а младшая Мелитина – незамужняя. Жил отец Алексий и матушка Аполлинария у Мелитины в маленькой комнатушке.

     Время было тяжелое, много было детей сирот после Великой Отечественной войны, а батюшка уже нуждался в помощнике, ему было тяжело ездить одному домой после службы.

     Мой будущий муж, Борис Алексеевич Голубков, в это время был молодым человеком и учился в Московском механическом техникуме Главкислорода при Совете Министров СССР. Он часто посещал храм и с большим вниманием вникал в богослужение.

     Отец Алексий, видя его способности, стал приближать его к себе. Он думал, что этот молодой человек, а, по сути, мальчик, потому что очень молодо выглядел – сирота и имел намерение его усыновить, так как у батюшки не было наследника.

     Однажды, он предложил Борису поступить в духовную семинарию и оставить техникум, но Борис, посоветовавшись с родителями, отклонил это предложение. Родители его были из рабоче-крестьянских семей и понимали, что не будет у сына поддержки на этом поприще.

     Батюшка понял родителей Бориса, но всей душою полюбив его, всячески к нему благоволил, а Борис оказывал ему свою поддержку: он стал встречать и провожать батюшку.

     После окончания техникума, Бориса направили, по распределению, работать на Урал в секретную организацию, с исключительно вредными условиями труда. Он оказался в числе первопроходцев по изготовлению атомной бомбы. Батюшка, зная это, неусыпно о нем молился.

     По Божьей милости, проработав на Урале пять с половиной лет, Борис неожиданно в 1954 году вернулся в Москву и устроился на работу, но батюшки уже не было: в мае 1953 года он отошёл в мир иной.

     Благодаря молитвам отца Алексия, Борис не вступил ни в комсомол, ни в КПСС и всю свою жизнь неотступно прислуживал в храме Покрова Пресвятой Богородицы, а работал он в секретной организации, и никто об этом не знал, кроме отца Алексия.

     Как-то отец Алексий рассказал Борису, что в его роду есть святой –святой Мелетий, архиепископ Харьковский. Так что и батюшке, по всей видимости, была дана особая благодать Божия молиться о нас грешных.

     Хоронили протоиерея Алексия Маркиановича Станиславского на «Немецком» Введенском кладбище при большом стечении народа и очень торжественно.

     Особое и большое впечатление на меня произвело то, что в могиле был сделан кирпичный склеп, а когда был поставлен памятник, то на нем была сделана надпись «от детей» и перечислялись имена. Я всегда знала, что у батюшки было только две дочери, а на памятнике было еще два имени (мужское и женское). Я спросила у присутствующих на похоронах, которые знали батюшкину семью, что это значит? А мне ответили, что это дети его духовные.

     Когда приехал Борис, я показала ему могилу батюшки, и мы стали весной и осенью ходить туда убираться. Когда матушка Аполлинария умерла, то её положили рядом с батюшкой, их дочь, Людмилу Алексеевну Истомину, позже, похоронили между ними.

     Из-за этого был повреждён склеп, и батюшкин памятник покачнулся. Восстанавливать его было некому (Мелитина Алексеевна Станиславская умерла раньше Людмилы и была похоронена в соседней ограде справа от батюшкиной, а муж Людмилы умер еще до отъезда Бориса на Урал).

     Дочь Людмилы Алексеевны была болезненным человеком и у нее не было средств похоронить мать, так что Людмилу Алексеевну отпевали за счет средств храма Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (вот только не помню при каком настоятеле, в то время как-то часто менялись настоятели).

     Сейчас на могилу к отцу Алексию опасно ходить убираться, потому что может быть обвал, и никто уже об этом не знает, кроме меня, все очевидцы ушли в мир иной. 

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ МАРКИАНОВИЧ СТАНИСЛАВСКИЙ.

 

     Алексий Станиславский родился 12 февраля 1865 г.

     В 1886 г. он по первому разряду окончил курс в Харьковской духовной семинарии, заняв пятое место в разрядном списке.

     В том же году был рукоположен во иерея. Непосредственно по окончании семинарии он назначается настоятелем Покровской церкви в слободу Большая Писаревка Богодуховского уезда, Харьковской епархии, где священствовал 15 лет.

     В 1901 г. Митрополит Киевский Флавиан назначил его настоятелем Успенского собора г. Богодухова с возведением в сан протоиерея. Здесь он священствовал 16 лет.

     В 1917 г. отец Алексий переводится в Москву, где его назначили настоятелем Князе-Владимирской церкви в Епархиальном доме. Здесь он прослужил три года.

     В 1920 г. Святейший Патриарх Тихон назначил его настоятелем церкви Нечаянная Радость, что в Марьиной роще.

     Просвященствовав здесь 15 лет, отец Алексий получил назначение на настоятельское место в церкви Нерукотворного Спаса, тогда ещё в поселке, Новогиреево. Здесь он священствовал 7 лет.

     В 1941 г. батюшка настоятельствовал в Казанской церкви в Коломенском и в том же году был переведен штатным священником к церкви  пророка Илии в Черкизове.

     В 1945 г. его назначили настоятелем церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе, где были торжественно отпразднованы 14 октября 1946 года 60-летний и в 1951 году 65-летний юбилеи его священнослужения.

     Многообразна, целеустремленна была деятельность отца Алексия. Где бы он ни священствовал, он всюду оставлял глубокие следы своей неутомимой энергии, своего, воодушевленного высокими христианскими идеалами, труда.

     Он много трудился непосредственно в своей пастырской деятельности, призывая своим вдохновенным проповедническим словом пасомых на путь христианской жизни; ревновал о вере православной, защищая в своей общественной деятельности интересы Русской Православной Церкви, много попечений и забот прилагал к поднятию на должную высоту духовного просвещения и религиозно-нравственного воспитания народа.

     Он избирался в члены Государственной Думы IIIи IVсозыва. Протоиерей Алексий, безусловно, принадлежал к числу образованнейших наших пастырей.

     Получив запас знаний в семинарии, он не ограничивался ими, но старался их всемерно приумножать путем ли личного самообразования или через школу. Так, он поступает в Археологический институт и с успехом заканчивает его, затем с таким же успехом он кончает курс в Московской Духовной академии (1918 – 1922 г.г.), в которую поступил далеко в немолодом возрасте.

     Кажется, не было ни одного случая, когда его настоятельство в храме не соединялось бы с церковным строительством. 

     Его трудами и стараниями построены новые храмы в слободе Большая Писаревка и в селах Станичном, Забродах и Винницком. В городе Богодухове построен новый собор и дом для членов причта.

     Как в г. Богодухове, так и в упомянутой слободе и селах он состоял председателем строительных церковных комитетов.

     На месте его последнего служения, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе, о. Алексий, несмотря на свой преклонный возраст, неустанно заботился о благолепии своего храма.       Производилась реставрация стенной живописи храма, ремонт храма внутри и снаружи и, наконец, вокруг храма воздвиглась ограда.

     В 1913 г. в Харькове, не без его инициативы и участия, по постановлению съезда духовенства, было организовано Епархиальное Церковно-археологическое общество и музей, и была открыта епархиальная типография.

     Ближайшее участие отец Алексий принимал в устройстве Амвросского сиротского приюта вблизи Харькова в селе Дергачах.

     В приюте содержалось более 100 престарелых священнослужителей и матерей с сиротами. Так как средств для содержания приюта было недостаточно, то по инициативе о. Алексия были отпущены дополнительные ассигнования из средств свечного завода. По его же настоянию значительная часть средств свечного завода передавалась на поддержание Эмеритальной кассы.

     В течение 20 лет о. Алексий –был председателем Ревизионного комитета и членом правления Харьковского свечного завода и в течение 17 лет избирался председателем епархиальных съездов духовенства.

     Занимая эти должности, он немало понес трудов по постройке нового здания для Харьковского епархиального училища. Труды не прошли даром: было построено великолепное здание с общежитием на 1000 человек.

     Широка была и церковно-общественная деятельность о. Алексия, причем его общественная деятельность распространялась за церковные пределы.

     О его выборных должностях по епархиальным съездам и епархиальному свечному заводу мы уже упомянули. Помимо этого он 17 лет был благочинным церквей 1-го округа Богодуховского уезда, 24 года наблюдателем церковных школ Богодуховского уезда.  Непрерывно, в течение 25 лет, он избирался членом Училищного совета от духовенства по министерским и земским училищам и депутатом от духовенства на земские собрания Богодуховского уезда и городские собрания г. Богодухова.

     Как депутат от духовенства он немало содействовал построению
и открытию в Богодухове мужской гимназии. Он выступал в защиту, в то время немодного профессионального образования, к которому тогда министерство народного просвещения относилось недоброжелательно. Отец Алексий считал его «важнейшим фактором в деле развития сельскохозяйственной культуры среди крестьянских масс».

     Благодаря его содействию были организованы две учебные ремесленные мастерские, где он был председателем комиссии по организации этих мастерских одна в Богодухове, другая–в слободе Большая Писаревка.

     За свою деятельность в выборной должности депутата о. Алексий был удостоен избрания почетным попечителем гимназии и ремесленных мастерских.

      Во время революции 1905-1907 г.г. устраивал публичные собрания в г. Богодухове и в своих речах призывал население к сохранению порядка, предостерегая его от увлечений революционными идеями, чем немало способствовал умиротворению народа.

     Протоиерей Алексий Станиславский – организатор и товарищ председателя отдела Союза Русского народа г. Богодухова (1905 г.). Член Харьковского отдела Русского собрания и петербургского Русского собрания(1913г.). Член Совета фракции правых (ФП) III-й Государственной Думы.

     В Государственной Думе III-IVсозывов активно выступал по вопросам народного образования, по борьбе с пьянством, помощи жертвам революционного террора и др.

     В Государственной Думе IVсозыва являлся докладчиком комиссии по народному образованию.

     В годы Первой мировой войны организовал в г. Богодухове лазарет для раненых воинов, содержащийся исключительно на средства духовенства. После раскола Фракции правых в ноябре 1916 года – младший товарищ председателя в группе независимых правых.   

     В 1917 г. о. Алексия избрали делегатом на Всероссийский съезд духовенства и мирян. В том же году он был избран членом Поместного Всероссийского Собора, в 1918 году –членом Всеукраинского Собора, в 1945 году–членом Поместного Собора Русской Православной Церкви, созванного для выбора Патриарха.

     В 1917–1922 гг.  состоял членом Высшего Церковного Совета при Святейшем Патриархе Тихоне. Был членом  Предсоборного совещания и председателем Комиссии по церковным школам на этом совещании.

     В ходе подготовки к судебному процессу над Патриархом Тихоном был допрошен в качестве свидетеля вместе с другими членами Высшего Церковного Совета.

     С 1946 г. состоял консультантом при Хозяйственном управлении Священного Синода; с 1948 года – членом Пенсионной комиссии при Священном Синоде.

     В 1949 г. по распоряжению Святейшего Патриарха Алексия он был назначен председателем Особой комиссии по ревизии хозяйственной части Московской Духовной академии и Духовной семинарии.

     В Отечественную войну 1941– 1945 года о. Алексий не выезжал из Москвы и всё время оставался на своем пастырском посту.

     Им был организован сбор средств для помощи Красной Армии и сиротам погибших воинов, к чему он призывал своим пастырским патриотическим словом.

     Его патриотическая деятельность во время Отечественной войны получила высокую оценку нашего правительства: он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941– 1945 гг.».

 

За свое многолетнее служение в церкви в священническом сане, и за
свою церковно-общественную деятельность протоиерей Алексий Маркианович Станиславский имел все награды и поощрения, учрежденные для священнослужителей.

 

     В день его 60-летнего священнического служения, 14 октября 1946 года, от Святейшего Патриарха Алексия ему, как проповеднику Слова Божия, было преподано благословение с преподнесением иконы св. Иоанна Златоуста, с надписью: «За усердную беспорочную 60-летнюю пастырскую службу 1/14 октября 1946 г.»

От Святейшего же Патриарха Алексия он имел портрет Его Святейшества с собственноручною надписью: «Всечестнейшему протоиерею о. Алексию на молитвенную память в день его Ангела. 12 февраля 1950 г.».

 

     Умер протоиерей Алексий Маркианович Станиславский 23 мая 1953 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве в середине 15 участка.

     Прихожане поставили ему памятник с надписью: «Протоиерею Алексию Маркиановичу Станиславскому от общины Покровской церкви».

 

     Рядом упокоились его супруга Аполлинария и дочь Людмила. В соседней могиле похоронена Мелетина.

Патриархия, а затем Покровская церковь платили дочери протоиерея А.М. Станиславского Мелитине пособие в размере 2000 рублей, так как она была больна и не могла себя содержать после смерти родственников.