Святой праведный Иоанн Кронштадтский

ОБНОВЛЯЙТЕСЬ!

 

Преобразися пред ними (Иисус):

и npocвeтися лице Его яко солнце,

ризы же Его быша белы яко свет. 

(Мф. 17, 2)

 

     Ныне мы воспоминаем и празднуем славное Преображение пречистой плоти Господа нашего Иисуса Христа. Преоб­ражение это было при трех земных свидетелях – апостолах Петре, Иакове и Иоанне. Иисус Христос, по обычаю, взошел на гору помолиться, как человек, Отцу Небесному. В то время как Он молился, Божество Его вдруг просияло через тело Его: лицо Его сделалось светло, как солнце, а одежды Его от внут­реннего света Божества и от света тела – стали белы, как свет – так белы, что никакой белильщик не в состоянии так убелить их. Явились Моисей и Илия, древние великие пророки; они говорили с Господом. О чем же они говорили? Говорили о страданиях, которые Спаситель рода человеческого имел пре­терпеть ради спасения нашего в Иерусалиме. Глаголаста же исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме (Лк. 9, 31). Апостол Петр, увидев в такой славе Господа и пророков, ска­зал Господу: Господи! Добро есть нам зде быти; если хочешь, мы сделаем здесь три сени (палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии (Мф. 17, 4). Еще он говорил, как светлый облак осенил их, и вот из облака слышится голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте (Мф. 17, 5). Глас был от Бога Отца. Услышав Божественный глас, ученики Господни пали ниц и сильно убоялись. Господь подошел к ним, коснул­ся их и сказал: встаньте и не бойтесь (Мф. 17, 7). Они возвели взор свой: не было уже никого, кроме Иисуса Христа. Когда стали сходить с горы, Господь сказал им, чтобы они никому не говорили о видении дотоле, пока Он воскреснет из мертвых.

     Итак, вооб­ражайте себе, возлюбленные братья, прославленный вид пре­чистой плоти Господней, подобно солнцу просиявшей на Фа­воре, и наслаждайтесь дольше, дольше этим небесным зрели­щем; воображая его, торжествуйте духом своим и радуйтесь: – это наш человеческий лик просиял в такой славе, в теснейшем единении его с существом Самого Бога Слова. Торжествуйте и радуйтесь в той надежде, что, если вы будете послушны в этой привременной жизни Господу своему, последуете Его божест­венным заповедям, то Он преобразит некогда такой же славой и ваши тела так, что они сообразны будут славному телу Его; в этом уверяет и Сам Господь, когда говорит, что праведники просветятся, как солнце, в царстве Отца Небесного (Мф. 13, 43); и святой апостол Павел, который говорит, что Господь преобразит смиренное тело наше так, что оно будет сообраз­но славному телу Его (Флп. 3, 21). Но для чего Господь преоб­разился во славе на горе Фаворской, и только пред тремя уче­никами Своими?

     Братья! Господу Иисусу Христу надо было пострадать за нас и быть до того поруганным и уничиженным, что, если бы уче­ники Его прежде страданий Его не были утверждены разными знамениями или чудесами в вере в Него как Сына Божия, они могли бы соблазниться касательно Его лица, отпасть от Него и рассыпаться, каждый в свою сторону. Надобно было каким-либо поразительным чудом уверить их, что Он есть воистину Отчее сияние, Свет от Света, Сын Божий, волей грядущий страдать за нас. Таким чудом, между прочим, Господь избрал Преображение тела Своего на горе, и вот лицо Его просвети­лось, как солнце, а одежды возблистали, как свет, и Сам Бог Отец глаголал из облака: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того слушайте (Мф. 17, 5). И так ученики Христовы преображением Господа были заблаговременно приготовлены к тому, чтобы не соблазняться страданиями и смер­тью своего возлюбленного Учителя и Господа. Что же касается того, почему Господь преобразился только пред тремя ученика­ми, то это по той причине, что по закону достаточно было трех свидетелей для удостоверения во всякой истине.

     Братья! Господь всем Своим последователям завещал так­же скорби и страдания в этом мире. В мире скорбни будете (Ин. 16, 33), говорил Он ученикам Своим пред Своими страданиями: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16, 24). Итак, терпите безропотно все посылаемые вам Богом скорби. Но не страши­тесь страдания и скорби, ибо они приведут вас к вечным радо­стям на небесах; подобно тому, как и Господь, после страданий и крестной смерти Своей и Воскресения Своего вошел в веч­ную радость Царствия Небесного и по человечеству Своему. Как злато в горниле очищается и просветляется, так и душа человеческая в горниле скорби и страдания также очищается и просветляется. И вот отчего Господь оставил в удел Своим последователям в этом мире прелюбодейном и грешном мно­горазличные скорби: они служат великим благом для самих страдальцев и задатком их будущего вечного блаженства. Пе­чаль ваша в радость будет, говорит Господь (Ин. 16, 20).

     Кто из святых, начиная с Самой Преблагословенной Матери Господа нашего Иисуса Христа до последнего праведника, не скорбел в этой жизни и скорбию не вошел в Царство Небес­ное? Никто. Все многими скорбями вошли в Царство славы. Итак, скорби духовные преобразуют нас, очищают и просвет­ляют наши души. И вот еще почему Господь, грядущий на вольную страсть нашего ради спасения, преобразился во славе: Он хотел показать всем Своим последователям, имевшим страдать за Него, что их страдания приведут их к небесной сла­ве, что они просветятся сами, как солнце, в Царстве Отца Небесного (Мф. 13, 43).

     К чему еще обязывает всех и каждого из нас праздник Пре­ображения Господня? Он обязывает всех нас преображаться внутренне. Нет надобности говорить о том, как необходимо каждому преобразовать, изменить себя к лучшему, только по­смотри беспристрастно каждый в свое сердце, посмотри на свои помыслы, желания, намерения, предприятия, слова и де­ла – и тотчас явно будет, как необходимо немедленно присту­пить к преобразованию своего сердца. Чем исполнены наши сердца почти каждый день и час? Ведающий все тайны сердец человеческих, Господь Иисус Христос говорит, что от сердца человеческаго исходят помышления злая, прелюбодеяния, лю­бодеяния, убийства, татьбы, лихоимства, обиды, лукавствия, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство (Мк. 7, 21–22). Да и всякий из нас, внимательный к себе, не может не сознаться, что его сердце почти постоянно порожда­ет мерзости греховные: маловерие, сомнения, самолюбие, хладность к Богу и ближнему, злобу, осуждение, злорадство и зложелательство, зависть, гордость, высокомерие, непослуша­ние, ложный стыд, презорство, пристрастие к земной жизни и ненасытную алчность к земным благам, нередко соединенную с обидой для ближнего (именно алчность к деньгам, к яствам и напиткам, особенно к вину и к многоразличным сластям, также к срамным делам, пристрастие к нарядам и блестящим украшениям), леность, особенно в важном деле спасения, и праздность со всеми праздными занятиями, как-то: картами, табакокурением, пляской и чтением книг, наполненных пра­зднословием, устное празднословие и сквернословие и пр. До­селе едва не всякий из нас очень, очень мало, а иной и вовсе не мудрствовал о горнем, а мудрствовал все о земном и имел в се­бе не дух Христов, а дух мира сего, пекся о теле и презирал ду­шевные потребности: дорого ценил земное, тленное и прене­брегал небесным и вечным, исполнен был самолюбия и мало, мало имел боголюбия и братолюбия. Кто же после этого станет отвергать, что всякому из нас необходимо немедленно приступить к преобразованию своего сердца и своей жизни, которые были доселе противны Евангелию?

     Итак, братья и сестры, во славу преобразившегося на Фа­воре Господа, призвав в помощь благодать Его, приступим с сегодняшнего же дня к преобразованию своих сердечных расположений и своей суетной жизни. Да не устрашает никого трудность этого преобразования. Благодать Божия всесиль­на – будем неотступно просить ее у Бога; скажем: «Господи! Без Тебя мы не можем творити ничесоже (Ин. 15, 5); Сам ис­правь стопынаши
(Пс. 39, 3) к деланию заповедей Твоих». Не забудем, что Царствие Небесное усилиями приобретается, и только употребляющие усилие искателиприобретают его, по словам Самого Господа (Мф. 11, 12). Маловер пусть трудится над приобретением веры, читая усердно Слово Божие и жития святых; хладный в любви к Богу и ближнему да просит у Бо­га любви, ибо всякий дар совершенный, тем более – совершеннейший дар любви нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17), – и пусть упражняется в любви; гордец и высокомерный да отло­жит гордость и высокомерие свое и всем сердцем да прилежит смирению; злой и презорливый да отложит злобу и презорство свое и да взирает на всех и каждого с почтением и любовью; завистливый да оставит зависть свою; скупой – скупость свою; ленивый и нерадивый – леность и нерадение свое; пра­здный – праздные занятия свои; сребролюбивый – сребролю­бие свое; пьяница – пьянство; чревоугодник – чревоугодие свое; тат – татьбу свою; любодей – любодеяние свое; сует­ный – суетность, всякий – всякое зло.

     Когда будем вести себя таким образом, тогда достойно, как истинные последователи Христовы, будем праздновать пра­здник Преображения Христова. Тогда, преобразившись и просветившись душевно на земле, мы просветимся яко солнце в царствии ОтцаНебесного (Мф. 13, 43). Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

ЗАЧЕМ ГОСПОДЬ ВОЗНЕССЯ ОТ НАС НА НЕБО?

Слово в день Вознесения Господня

И так Господь, после беседования с ними,

вознесся на небо и воссел одесную Бога.

Мк. 16, 19

 

     Святая Церковь всех земнородных возбуждает ныне к веселию и говорит: вси языцы восплещите руками, яко взыде Христос, идеже бе первее (1-я стихира на Господи воззвахпраздника Вознесения), то есть все народы восплещите от радости руками, потому что Христос восшел туда, где был прежде, то есть на небо. 

     И так в праздник Вознесения Господня нужно радоваться всем христианам. Чему же радоваться? Казалось бы, скорее надобно было печалиться и скорбеть, потому что Сладчайший Спаситель наш Иисус Христос оставил нас видимым Своим присутствием и вознесся на небеса, откуда придет опять, но придет уже грозным Судиею всех земнородных. Нет, в день воспоминания Вознесения Господня больше причин к радости, чем к печали. Рассмотрим только, почему Господь от нас вознесся на небо. 

     Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но, чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно также и Вознесение Его было для нашего блага. Как любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на Кресте, так, любя нас, и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Так Он Сам говорил ученикам Своим: лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, то Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). Итак, Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе –Утешителя Духа Святого, Который утешил бы святых апостолов и всех истинных христиан в их скорбях, бедах и гонениях. Вот первая причина радости. Гряди же, гряди, Господи Иисусе, и пошли нам Утешителя! 

     Далее –вознесся от нас Господь на небо, чтобы Ему с высоты призирать на нас, как Отцу на чад, как Пастырю на овец, как Орлу на птенцов, как Вождю на свое воинство, чтобы всякого видеть и у каждого из нас рассматривать нужду и потребности, и каждому подать помощь. Как какой-нибудь царь, собрав на войну многочисленные войска свои и желая видеть все свои полки, восходит для того на высокое место, –на гору или на какое-нибудь здание, и с высоты смотрит и устрояет их, и, когда видит, что они одолевают, радуется о них; а если замечает, что их одолевают, посылает им скорую помощь: так Господь наш, Царь царям, имея воинствующую на земле Церковь Свою, то есть верных христиан Своих, восшел на небо, как бы на гору, чтоб с высоты видеть подвиг каждого и подвизающимся сплетать венцы, а изнемогающим подавать руку помощи, –чтобы падших восстановлять и делать их сильнейшими против врагов, а гонящим нас полагать препятствие. Святый первомученик Стефан подвизается в страдальческом подвиге, его побивают иудеи камнями, а Господь наш, отверзши небо, с высоты славы Своей смотрит на него, –так что страдалец, видя это, восклицает: вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 56). 

     Вознесся от нас Господь на небо и для того, чтобы, как солнце, осиявать всех нас благодатию Своею с высоты небесной. Как солнце, скрывшись на западе, производит темноту ночную по всей поднебесной, а когда взойдет и поднимется на высоту, тогда со всей поднебесной тьма бежит прочь, и лучи солнечные осиявают вселенную дивным светом: так мысленное Солнце наше –Христос, доколе живя на земле, как бы на западе, не являл светозарного Божества Своего людям, до тех пор по всей земле была тьма незнания Бога; а когда, воссиявши от гроба Своего, восшел на небо, тогда молния Его Божества осветила вселенную и имя Его сделалось славно от восток солнца до запад, по всей земле, –познанием Бога просветилась вся вселенная. 

     Господь вознесся от нас на небо еще для того, чтобы устроить нам путь к небу, и чтобы быть нашим Предводителем в горние страны. Не было для человека пути к небу до самого Вознесения Господа на небо: никто не восходил на небо, как только сшедший с небес, говорит Господь (Ин. 3, 13). Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес(Еф. 4, 10). Так прежде никто не мог взойти на небо, хотя и был праведен и свят; а когда Господь наш, облекшийся в человеческое естество, восшел на небо, –то устроился путь к небу для всего рода человеческого, и тем путем пошли вслед за Христом души святых праотцев и пророков, изведенные из ада; им взошли апостолы, святители, мученики, исповедники; им и ныне восходят достойные–праведные люди, последующие Христовым стопам; ныне всем известен путь к небу. Только не ленитесь восходить им, христиане! 

     Так вознесся от нас Господь на небо –для того, чтобы отворить нам двери небесные –для невозбранного входа туда. Праотец нащ Адам затворил было райскую дверь всему роду человеческому, и у райских дверей стал Херувим с пламенным оружием; затворил, говорю, Адам рай и вход к жизни, а отворил было одни входы к смерти и аду, а Господь сделал противное: входы к смерти и аду затворил, а рай отверз –и прежде всего разбойнику, которому сказал: ныне же будешь со Мною в раю(Лк. 23, 43), потом и всем; а наконец и самое небо отворил Своим Вознесением. 

     Какие всерадостные причины Вознесения от нас Господа на небо.

     Далее – Господь вознесся от нас на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Богом Отцем. Так говорит святой апостол Иоанн Богослов: если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа Праведника: Он есть Умилостивление за грехи наши (1 Ин. 2, 1-2). И так, не будем мы, грешные люди, отчаиваться в своем спасении, а будем благонадежны: мы имеем доброго Заступника о нас к Богу Отцу –Самого Христа Спасителя нашего, Который и ходатайствует о нас, только не будем ленивы и сами, при ходатайстве Христовом, воссылать свои теплые молитвы к Отцу Небесному; –да, Господь Иисус Христос ходатайствует о нас к Богу Отцу и умилостивляет Его. Но, о ком ходатайствует? О грешниках. О каких грешниках? о кающихся, и о них умилостивляет Отца Своего; а о некающихся грешниках не умилостивляет, потому что они второй раз (распинают) Сына Божия в себе тяжкими грехами своими, своим коснением в нераскаянности и Кровь Сына Божия попирают нераскаянностью своею. И так бойся, грешник, пребывающий в нераскаянности, –чтобы не постигло тебя внезапное наказание Божие и не потребиться бы тебе от земли живых, и не быть осужденные вместе с убийцами, распявшими Сына Божия. 

     Наконец, Господь вознесся от нас на небо, чтобы на небе уготовать нам место, где мы будем жить во веки и соцарствовать Ему, Господу нашему.
Так Он Сам говорит: иду приготовить место вам. И, когда пойду и приготовлю вам место, прийду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14, 2-3). Какая радостная причина Вознесения! Господь вознесся от нас на небо, чтобы приготовить каждому из праведных и благочестивых людей место на небеси, а также и нам грешным, если обратимся и покаемся от всего сердца. Где место апостолу Петру, отвергшемуся Господа, и горько о том после плакавшему, где жене блуднице, плакавшей у ног Его, где блудному сыну, где мытарю, где разбойнику там и нам будет место; только поплачем горько о грехах своих, как Петр, припадем к ногам Его с покаянием, как блудница, обратимся, как мытарь, сораспнемся Ему, как благоразумный разбойник. Покаемся –и спасемся. 

     Все возрадуемся Вознесению своего Господа Спасителя! Аминь. 

Братья и сёстры!

 

В предстоящее воскресенье 26 мая Воскресная школа нашего прихода проводит благотворительную ярмарку.

На ней будут представлены сувениры, сделанные детскими руками.
Эта акция продолжает традицию дел милосердия, заложенную семьёй святых царственных страстотерпцев
Николая, Александры, Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, Алексия.
Творите добрые дела и приобретайте детские сувениры.
Все пожертвования пойдут на развитие нашей Воскресной школы!

Ярмарка будет проходить во дворе нашего прихода.

Братья и сёстры!

Христос Воскресе!

В это пасхальное попразднство театр Русской драмы на Земляном валу снова открывает свои двери для детей нашего прихода!
Благотворительный пасхальный праздник состоится 12 мая. Начало в 12 часов.

Вход бесплатный для всех желающих. Спешите занять места. Их не так много!

Адрес театра: ул.Земляной вал 64/17.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

НАША ЖЕРТВА ПОСТРАДАВШЕМУ ГОСПОДУ

 

Поучение в Великую среду

 

     Братия! Нынешний день есть день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

     Души верные, умеющие ценить и чувствовать величайшее самопожертвование для нашего спасения общего всем нам Господа и друга! Храните преимущественно с нынешнего дня сердце ваше самым тщательным образом для Него единого и не давайте овладевать собою ничему мирскому, тленному, никакой страсти. Докажите, что и вы умеете отвечать на любовь – любовью, что вы – истинные христиане и из любви ко Христу можете побдеть с Ним, то есть пободрствовать над своим сердцем, во дни, в которые Он один пил за нас чашу гнева небесного. Введите верою в сердца ваши Христа Господа, страждущего за нас, страдайте там – в своем сердце – вместе с Ним; приведите на память грехи ваши, сокрушайтесь и, если можете, плачьте об них. Себе плачите, говорит Господь (Лк. 23, 28).

     Посылайте свои вздохи и слезы ко Христу, и это будет самая приятная жертва страждущему за нас Господу: вы вскоре ощутите в сердце своем благоволение Его к вам за сердечный свой дар: мир в душе превосходяй всяк ум(ср.: Флп. 4, 7), и небесная тихая радость возвестят вам, что ваша жертва сердца сокрушенного и смиренного не уничижена, а принята Господом в пренебесный и мысленный Его жертвенник. Очистившись в наступающий сегодня вечер от грехов в таинстве покаяния, если кто еще не очистился прежде, вы завтра сподобитесь причаститься Его тела и крови: да соединит вас эта Вечерня любви с Тем, Кто повелел совершать ее в Свое воспоминание, да напоминает она вам всегда о беспредельной любви Его к нам и да подаст вам силы провести наступающие великие дни свято, в духе пламенной любви ко Господу, положившему за нас душу Свою. Аминь.

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский 

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

Слово на Неделю вайи

 

Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой

грядет к тебе кроткий, сидя на ослице

и молодом осле, сыне подъяремной.

 Мф. 21, 5

 

     Идя на вольную, мироспасительную страсть в Иерусалим, Господь восхотел посетить на пути болевшего друга Своего Лазаря и сестер его Марфу и Марию, и так как по Божественному всеведению предвидел его кончину, – совершить славное воскрешение его из мертвых в уверение общего воскресения всего рода человеческого. Чудо воскресения четверодневного мертвеца, уже предавшегося разложению, наиболее всех чудес прославило Иисуса Христа, как Мессию и Победителя всеродной смерти человеков, и было причиною восторженной Его встречи жителями и пришельцами Иерусалима, собравшимися на праздник иудейской Пасхи. Но в первосвященниках, книжниках и фарисеях оно возбудило страшную зависть и злобу, и они решили окончательно умертвить Того, Кто обличал их пороки, и Кто пришел умертвить самую смерть нашу. Не ведали распинатели, что они распинали своего Благодетеля Агнца Божия вземляющего грехи мира (Ин. 1, 29) и грехи их самих – молившегося Отцу: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят(Лк. 23, 34). А нынешние все богохульники, как Лев Толстой и товарищи его, знают Спасителя миpa, проповеданного и принятого верою во всем мире, но в гордости своей хотят посмеяться общему верованию и хулят Его, и если не уверуют и не обратятся, то все зле погибнут (ср.: Мф. 21, 41). Так как сегодня Святая Церковь торжественно воспоминательно празднует вход Спасителя на молодом, не носившем никакого ярма, осле во святой град Иepycaлим, при радостном ликовании народа и особенно детей, – то побеседуем о том, что означал этот необыкновенный и, по видимому странный, въезд Его в Иерусалим на ослице и осленке, а не на коне, как водилось у восточных царей и победителей, что значила эта радость и ликование народа и особенно незлобивых детей, прославивших Господа, – и как всезлобный ад подвигнул нечестивых людей на убиение Жизнодавца и Господа, не предвидя того, что убиенный им по плоти Христос вонзит древяное Свое копье, то есть Крест Свой, в его адское чрево и прободет его смертным, вечным прободением, а поглощенные им души избавит от всепожирающего его чрева.

     Послушаем, как святой евангелист Матвей описывает торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим.

     Когда приблизились Христос, ученики Его и народ к Иерусалиму и пришли в Вифанию к горе Елеонской, Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осленка с нею; отвязав, приведите ко мне, и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит, скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной128. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла, и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев, и постилали по дороге. Народ же предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

     И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение, и говорил: Кто это? Народ же говорил: это Иисус, пророк из Назарета Галилейского. И вошел Иисус в храм Божий... и приступили к Нему хромые и слепые, и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, который Он сотворил, и детей восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! вознегодовали. И сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, оставив их, вышел вон из города в Вифанию, и провел там ночь (ср.: Мф. 21, 1–17). Вот описание входа Господня в Иерусалим.

     Почему, сверх всякого обычая, Иисус Христос вступил в Иерусалим не на коне, а на ослице и на молодом осленке? – Здесь виден разум Божий. Господь поучает нас не только словами, но и предметами одушевленными и неодушевленными. Так, Он проклял бесплодную смоковницу в обличение неплодия иудейского и Иуды предателя; здесь Он восседает на ослицу и осленка в знак того, что Он приведет в познание Своей державы и Своего вечного царства языческие народы, незнавшие ярма закона Moисеевa, вместо отпадшего от Бога народа иудейского, и, когда войдет в Церковь Христову полное число язычников, тогда и иудеи обратятся ко Христу. Итак, вход в Иерусалим на ослице и осленке имел таинственный смысл – именно обращение язычников, в числе которых призваны и мы, русские. Что касается ликования народа и детей, встречавших с радостью грядущего на осле Господа, то эта общая радость происходила от наполнявшего сердца их восторга по случаю воскресения из гроба четверодневного мертвеца Лазаря и удивления Божественному Чудотворцу; а устами незлобивых детей, восхвалявших Господа, говорил Дух Святой.

     Совершенно противоположное действие произвел вход Господа в Иерусалим в гордых и завистливых фарисеях, породив в них чувство крайней зависти и злобы, и они решились убить Его. Кажется, с этого времени весь ад вселился в них. Страсти ослепляют человека и он не знает сам, что творит, – самые нелепые и безрассудные дела, как об этом и сказал Сам Распятый ими на Кресте: Отче, отпусти им, не видят бо, что творят (Лк. 23, 34). Христос пришел, как Бог бессмертный, убить пожиравшую род человеческий смерть и даровать нам бессмертие Своею победою над смертью, – а враги убили Его Самого по плоти, доставив через то, сами не зная, не ведая, величайшее благо человеческому роду, – и без сомнения, были бы и они прощены взявшим на Себя грехи мирa Агнцем Божиим, если бы покаялись в своем Богоубийстве.

     Дивны дела Твои, Господи! Ад в слепой, беспредельной своей злобе, подвиг всю силу свою в первосвященниках, книжниках и фарисеях для убиения Христа, прельстив сребролюбием и одного из апостолов Христовых предать на смерть Живота всех, и по допущению Божию, во исполнение премудрого и предвечного Совета Божия о спасении рода человеческого смертью Христовою, – достиг своих адских усилий, убил плоть Жизнодавца, – но, прежде всего погубил сам себя, и, если бы знал о последствиях страданий и смерти Христа для своего адского царства, – употребил бы все усилия не допустить Его до страданий и смерти. Крест и смерть Жизнодавца разрушил и власть и царство сатаны, и он отдал все поглощенные им души пленившему ад Избавителю рода нашего. Эту победу над адом Христа распятого так воспевает Церковь: «Три креста водрузил на Голгофе Пилат: два разбойников и один Жизнодавца; ад, увидев Его, испустил отчаянный вопль и воскликнул слугам своим – бесовским полчищам: о, слуги мои и силы мои! Кто, вонзив гвозди в сердце мое, учинил мне внезапно прободение деревянным копьем; я растерзан, страшно болю во внутренностях моих, уязвляюсь утробою, чувства мои смущают дух мой и я вынужден изрыгнуть Адама и всех от него происшедших, преданных мне через вкушение от запрещенного древа; ибо древо Креста вводит их опять в рай» (Служба 4-й седмицы Поста; среда; икос по 6-й песни канона). Вот что сделал ад на свою окаянную голову, доведя Христа до смерти крестной. Христос сокрушил его державу и расхитил всю его корысть; все его многочеловечное богатство, как свидетельствует о том Святая Церковь в воскресных службах своих.

     Итак, воскликнем все Победителю смерти Христу Жизнодавцу: благословен грядый на вольную страсть нашего ради спасения и, крестными страданиями и смертью Своею, победившей нашу смерть и даровавший всем воскресение, которое и совершиться в последний день мира.

     Имея данное нам время для подвигов исправления нашей жизни и всякой добродетели, позаботимся победить в себе страсти плоти и духа и украсить души милосердием к ближним, кротостью, смирением, послушанием, терпением, долготерпением, воздержанием, чистотою и целомудрием. Аминь.